Крик души или о наболевшем

        Крик души или о наболевшем…
Еду к заказчику. На душе пока еще спокойно, радуешься встрече с новыми людьми, предвкушению интересной работы. Понимаешь, что можешь отдать накопленный годами опыт и воплотить фантазии заказчика в виде проекта.
В кармане флешка на пару гигов с отобранными скриншотами интересных работ в самых разнообразных направлениях различных студий.
Наконец встреча. Радостное рукопожатие. Добрые, приветливые люди, которые, конечно же, хотят показать свою значимость в этом мире. Делая вид, что я верю в это, и где-то в глубине души, надеясь, что люди у нас все-таки профессионально соответствуют должности, которую занимают.
Унесло меня...   Вернемся к заказчику. Показываю работы нашей студии. Ему нравиться. Формальности с договором и техническим заданием уже оговорены, прочитаны, изучены, подписаны.
Начинаем работу над сайтом. Что хочет видеть заказчик на этом проекте? Вероятность того, что он подготовился к встрече, выискивая в интернете понравившиеся сайты, подготовил список своих конкурентов с их плюсами и минусами, как на их взгляд – нулевая.
И здесь, конечно же появляется спасительная флешка с огромным числом работ. Начинаем отбор. Эти нравятся, эти не нравятся, эти слишком яркие, эти агрессивные, эти слишком печальные…
Я для себя лишь отмечаю аспекты, из которых потом буду строить макет.
Параллельно слушая заказчика, возникает идея, которой тут же делишься. Обсуждаем все:
- в каких оттенках создается проект (с учетом корпоративных цветов). Теплые, холодные,       смешанные. Зная изменчивость характера человеческого, специально задаю вопрос: «Какие цвета исключить?»
- наличие крупных или мелких элементов
- жесткие формы кубизма, или мягкие, просторные градиенты
- не забываешь обсудить шрифты (с учетом отображения в браузерах), рассказываешь об особенностях текстовой массы, если интересует вопрос дальнейшей оптимизации сайта.
Для себя уже выстраиваешь html-структуру проекта. Вариантов построения множество. Всегда хочется выбрать оптимально удобный. У каждого варианта свои особенности. Сайт написан только на DIVах, или табличными тэгами; тянущийся, или с фиксированной шириной. Все зависит от целей, поставленных перед проектом, графических элементов на макете и связанным с системой редактирования меню (в котором заказчик, конечно же, захочет сам добавлять или удалять пункты меню, редактировать контекст).
Спросив все, что казалось, можно было у заказчика, еще раз объясняешь этапы работы, которые зафиксированы в договоре. Особенно акцентируешь внимание на утверждении макета. Пока таковой не утвержден, с ним можно творить все, что угодно. Мне не сложно любую задумку отобразить на макете. Но как только макет утвержден, он переходит в стадию нарезки, превращается в html-структуру и передается программисту для дальнейшей работы.
Программер корпит над своей частью работы. Сайт перерастает в сложную, напичканную всякой хренатенью  структуру.
И вот сырьевой вариант готов.  Идет тестирование, наполнение текстом. Всплывают какие-то мелкие ошибки, которые тут же исправляются. Окончательно шлифуется работа.
И ТУТ НАЧИНАЕТСЯ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ…………….
- «А поменяйте, пожалуйста, картинку на чуть большую…»
- «А сделайте сайт более спокойным в цветовом аспекте…»
- «А передвиньте этот элемент в другое место…»
В принципе, заказчика понимаешь, хочется как лучше. Только мне нужно вернуться к макету. Выполнить графические изменения. Затем сделать заново нарезку, передать опять программеру (который тебя уже ненавидит за это), чтобы и он все начал заново.
При этом оплата за проект остается по договору… той же!
Когда заказчик задает вопрос: -« Почему у вас цена на интернет-проекты дешевле, чем у других студий?»
Объясняю.
Студия №РАЗ.
Стандартный корпоративный сайт, например, стоит 5000. Над ним трудятся несколько человек. Студия старается придерживаться установленных в договоре сроков. На каждый рабочий день расписан график работ.
Студия №ДВА.
Такой же корпоративный сайт, только стоит 15000. К компании работающих присоединяется пара-тройка менеджеров. Студия также старается придерживаться сроков, и также присутствует установленный рабочий порядок.
Разница состоит лишь в некоторых вещах, которые заказчика не интересуют.
Проведем параллельное исследование. 
  3 февраля. Заключен договор. Например, одна неделя дана на работу над макетом.
10 февраля. Макет утвержден. Еще пару дней на нарезку. И еще пару недель, отведенные программеру. 26 февраля должны сдать проект.
     Начинаются переделки:
               «А поменяйте…»
               «А покрасьте…»
               «А передвиньте…»
За несколько дней делаются переделки в макете (опять же в надежде, что окончательно), все утверждается. А уже 1 марта. Делается новая нарезка… новая работа программиста…
Уже 15 марта.
Теперь самое интересное…
Студия №РАЗ.
При оплате за проект 5000 и фиксированной зарплате сотрудникам студии необходимо выплатить деньги за два месяца. Студия в убытке. При установленном процентном расчете с сотрудниками, студия выплачивает процент от 5000 за этот же период – 2 месяца. В убытке люди, работающие в студии. Работа выполнена дважды, (период то удвоился) лишь оплата не изменилась.
Вот только заказчик не хочет платить 15000. Ведь можно потратить 5000. Но требования хочется предъявить, как в случае Студии №ДВА.
Это всеравно, что вы решили поклеить обои, выбрали цвет, фактуру, оплатили бригаде работу. Работа выполнена. И тут вы говорите, что комната несколько темная, а не можете ли вы переделать «НЕМНОГО»?
За многие годы работы «подводных камней» попадалось большое количество. Казалось, все нюансы учтены и описаны в договоре. Но жизнь периодически преподносит сюрпризы. Предусмотреть все невозможно.
Иногда возникает желание перед началом работы у заказчика потребовать справку
от лора: - Все ли вы слышите, что вам говорят, на чем акцентируют внимание???
от психиатра: - Все ли вы понимаете, что оговорено и написано в документах???
Особенно тяжело с проектами, которые затягиваются сверх назначенного срока выполнения на месяц-два больше. Затягивается заказчиком каждый этап, по разным причинам:
- то графических материалов пока нет,
- то при утверждении макета, картинка пока обойдет всех знакомых и родственников,
- то тексты долго готовят,
- …
Потом вдруг просыпаются, и начинается гонка к финишу. С комментариями: - Мы же по срокам давно затянули, теперь ведь сдавать надо…
Ну да, а я за эти два месяца  только и жду, когда заказчик выйдет из спячки. Мне ведь не надо кормить семью, платить за дом, за ребенка в саду и в школе.… То, что за этот период начинаются другие проекты, где заказчики добросовестно отнеслись к взаимной работе – это уже нерадивого заказчика не волнует?
Да, наверное, общество, где каждый относится к своим обязанностям добросовестно и помнит об элементарной человеческой корректности, описано только фантастами…